ТРИЗ в семье

(для детей 3-5 лет)

Поиграйте с детьми!

1. Чего не бывает?

Как играть: Вы придумываете предмет и помещаете его в необычное место. Например, “конфета на Луне”.

Задача ребенка: придумать объяснение, как конфета попала на Луну.

Что загадывать:

  •   Ботинок на облаке

  •   дерево на крыше

  •   акула в пустыне

  •   ложка в дупле

  •   ножницы в пеньке и так далее.

    Что развивается:

  •   воображение

  •   нестандартное мышление

  •   функциональное мышление

    Примеры бесед:

    Мама: я однажды видела “дерево на крыше”. Как только оно туда попало? Ребенок: Может быть, кто-то в горшке выращивает.

    Мама: А может быть, ветер семечку занес. Ребенок: Может быть, птица принесла, чтобы поклевать и забыла. Мама: Или дерево “проросло через все этажи дома” и верхушка показалась на крыше.

 

2. Во что превратится?

Как играть: Вы задаете вопрос, который

начинается со слов “ВО что превратится” и вместе с ребенком придумываете ответ. Если детей несколько, то вы можете не участвовать - идей и так будет много! Старайтесь говорить быстро и не думать и рассуждать слишком долго.

Что загадывать:

Во что превратится:  яйцо  мука  вода   дерево  звезда и так далее.

Что развивается:

воображение  системное мышление

Примеры бесед:

Мама: во что превратится мука? Ребенок: в пирожки. Мама: во что превратится звезда? Ребенок: в метеорит.

 

3. Как бы ты это сделал? (Обнаружить шапку невидимку, объяснить инопланетянину и т.д.)

Как играть: Загадайте ребенку, какую- нибудь каверзную задачку, начинающуюся со слова «Как...». Например, как одолеть змея Горыныча, если меча у тебя нет.

Что загадывать:

  •   Как найти человека в шапке невидимке?

  •   Как сказать привет инопланетянину?

  •   Как найти еду на необитаемом

    острове?

  •   Как перейти реку, если нет моста?

  •   Как узнать время без часов?

    Что развивается:

  •   Функциональное мышление

  •   Творческое мышление

  •   Изобретательность

    Примеры бесед:

    Мама: Однажды баба-яга надела шапку невидимку и стоит себе в лесу, на полянке. Как ты думаешь, как нам ее обнаружить? Ребенок: взять собаку - она найдет по

    запаху; облить водой, краской; взять палочку и протыкать ею воздух.

 

4. Взрослый начинает рассказ, ребёнок его продолжает.

Как играть: Вы начинаете рассказывать историю, а ребенок старается ее продолжить.

Что загадывать:

Начинать рассказывать про любой предмет вокруг или на улице, но загадочным голосом... Например, сказка про желудь, перо, шину, качели и т.д.

Что развивается:

речь  воображение

Примеры бесед: Однажды мимо нашей улицы пролетала серая утка и обронила перышко! Смотри, вот оно (найдите перо на улице и покажите ребенку) Лежала, лежало, себе перышко... Ребенок: И его увидела проходившая мимо кошка и захотела...