ТРИЗ в семье
(для детей 3-5 лет)
Поиграйте с детьми!
1. Чего не бывает?
Как играть: Вы придумываете предмет и помещаете его в необычное место. Например, “конфета на Луне”.
Задача ребенка: придумать объяснение, как конфета попала на Луну.
Что загадывать:
-
Ботинок на облаке
-
дерево на крыше
-
акула в пустыне
-
ложка в дупле
-
ножницы в пеньке и так далее.
Что развивается:
-
воображение
-
нестандартное мышление
-
функциональное мышление
Примеры бесед:
Мама: я однажды видела “дерево на крыше”. Как только оно туда попало? Ребенок: Может быть, кто-то в горшке выращивает.
Мама: А может быть, ветер семечку занес. Ребенок: Может быть, птица принесла, чтобы поклевать и забыла. Мама: Или дерево “проросло через все этажи дома” и верхушка показалась на крыше.
2. Во что превратится?
Как играть: Вы задаете вопрос, который
начинается со слов “ВО что превратится” и вместе с ребенком придумываете ответ. Если детей несколько, то вы можете не участвовать - идей и так будет много! Старайтесь говорить быстро и не думать и рассуждать слишком долго.
Что загадывать:
Во что превратится: яйцо мука вода дерево звезда и так далее.
Что развивается:
воображение системное мышление
Примеры бесед:
Мама: во что превратится мука? Ребенок: в пирожки. Мама: во что превратится звезда? Ребенок: в метеорит.
3. Как бы ты это сделал? (Обнаружить шапку невидимку, объяснить инопланетянину и т.д.)
Как играть: Загадайте ребенку, какую- нибудь каверзную задачку, начинающуюся со слова «Как...». Например, как одолеть змея Горыныча, если меча у тебя нет.
Что загадывать:
-
Как найти человека в шапке невидимке?
-
Как сказать привет инопланетянину?
-
Как найти еду на необитаемом
острове?
-
Как перейти реку, если нет моста?
-
Как узнать время без часов?
Что развивается:
-
Функциональное мышление
-
Творческое мышление
-
Изобретательность
Примеры бесед:
Мама: Однажды баба-яга надела шапку невидимку и стоит себе в лесу, на полянке. Как ты думаешь, как нам ее обнаружить? Ребенок: взять собаку - она найдет по
запаху; облить водой, краской; взять палочку и протыкать ею воздух.
4. Взрослый начинает рассказ, ребёнок его продолжает.
Как играть: Вы начинаете рассказывать историю, а ребенок старается ее продолжить.
Что загадывать:
Начинать рассказывать про любой предмет вокруг или на улице, но загадочным голосом... Например, сказка про желудь, перо, шину, качели и т.д.
Что развивается:
речь воображение
Примеры бесед: Однажды мимо нашей улицы пролетала серая утка и обронила перышко! Смотри, вот оно (найдите перо на улице и покажите ребенку) Лежала, лежало, себе перышко... Ребенок: И его увидела проходившая мимо кошка и захотела...